Почему маркетплейсы вытесняют традиционные магазины: анализ рынка и предпочтений покупателей

маркетплейс

В современной России и странах СНГ маркетплейсы являются популярным способом покупки различным товаров. Всё больше людей предпочитают совершать покупки через интернет вместо посещения традиционных магазинов. Почему же потребители всё чаще выбирают маркетплейсы? В этой статье мы рассмотрим основные причины, которые заставляют покупателей отдавать предпочтение маркетплейсам перед онлайн-магазинами. А также какие маркетплейсы выбирают для покупок чаще всего.

По данным сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace причины по которым покупатели предпочитают маркетплейсы онлайн-магазинам, являются:

  • цена
    • 64% покупателей, выделяют, что скидки и распродажи, гораздо больше представлены именно на маркетплейсах, а покупка на них для 66% покупателей кажется более выгодной нежели в онлайн магазинах.
  • отзывы
    • Отзывов реальных покупателей на маркетплейсе больше, о том в каком состоянии приходит товар и о его качестве, это привлекает 64% покупателей.
  • большой ассортимент
    • Ни один магазин не может предложить такое количество выбора в одной категории, как маркетплейсы, при этом идет конкуренция по ценам на площадке, которая влечет уменьшение цены, важно это для 64% респондентов.
  • удобство получения
    • Привлекательно для 61% покупателей, при этом 60% выбирают покупки на маркетплейсах именно из-за скорости доставки.

По мнению респондентов института общественного мнения Анкетолог наибольшим фактором использования маркетплейсов, а не офлайн магазинов, является экономия времени на поход в магазин (66%), этот фактор значительно превосходит все остальные в важности. При этом выгоду при покупке на маркетплейсе относительно офлайн магазина, выделяют лишь 29% респондентов.

почему

Агенство Data Insight ежегодно проводит аналитику по всему рынку электронных торговых площадок, отдельное внимание уделяется маркетплейсам, на момент 2023 года особенно можно увидеть, что покупают на маркетплейсах чаще всего. На первом месте стоят одежда и обувь для взрослых (71%), далее средства личной гигиены (61%), а также бытовая химия (55%).

типы товаров

В 2024 году Data Insight провели исследование по маркетплейсам и провели сравнительную статистику представленности категорий на площадках Wildberries и Ozon.

На Wildberries продавцы в основном ориентируются на продажу одежды, обуви и аксессуаров (56%), товаров для дома (34%), продукции для красоты и здоровья (19%), подарков и развлечений (15%) и спортивных товаров (15%). На Ozon наиболее востребованными категориями являются товары для дома (50%), одежда, обувь и аксессуары (35%), продукция для красоты и здоровья (20%), а также электроника и техника (19%).

Товары для спорта на обеих площадках представлены в равной степени (15%).

товары

Исследование института общественного мнения Анкетолог «Какие маркетплейсы наиболее популярны среди российских потребителей» за 2022 год позволяет понять рейтинг популярности маркетплейсов, критерии важности при покупке на маркетплейсах и где наиболее качественные товары

Наиболее популярным для посещения и покупок маркетплейс, для респондентов Анкетолога является Ozon (71%), немного от него отстает Wildberries (65%). Наименее популярными маркетплейсами являются CDEK.Маркет (7%) и Alibaba (4%).

маркетплейсы

Качеством товаров на маркетплейсах по мнению респондентов с большим отрывом от остальных отличается Ozon (54%), а наименее качественные вещи продаються на маркетплейсах CDEK.Маркет и Alibaba (1%).

качество

маркет

Проведя анализ данных из различных источников, мы можем сказать, что покупатели предпочитают маркетплейсы в основном из-за низкой цены, которая связана с наличием конкуренции на площадках. Наиболее популярные категории, как среди покупателей, так и среди продавцов это одежда и обувь. Самым популярным маркетплейсом для покупок товаров среди респондентов является Ozon, также на нем наиболее качественный ассортимент по мнению респондентов.